Правительство РФ издало новое постановление, упростившее лицензионный контроль за деятельностью управляющих организаций (далее — УО). Узнаем, как контролирующие органы будут контролировать работу ОУ и как часто.
Порядок проведения лицензионного контроля
С 1 марта 2022 г вступает в силу Постановление Правительства РФ от 5 февраля 2022 г. № 117. Новый документ внес множество изменений в старое Постановление Правительства РФ от 28 октября 2014 г. № 1110 в сфере лицензионного контроля за работой МА. После вступления постановления в силу полномочия по контролю будут разделены между ГЖИ и региональным лицензионным управлением.
Во исполнение №2 Постановления №117 плановые проверки в рамках лицензионного контроля будут проводиться в соответствии с обновленными положениями Постановления №1110, в котором появятся новые статьи.
Изменение общего положения
С 1 марта органы разрешительного контроля будут проверять деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Соответственно, ГЖИ не может контролировать работу ТСЖ, кооперативов и ресурсоснабжающих организаций в рамках таких надзорных мероприятий.
Перечень объектов для проверки ГЖИ будет взят из ГИС ЖКХ, а процесс разрешительного контроля должен соответствовать нормам Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ.
Категория риска и частота плановых проверок УО
Для проведения плановых проверок GGI должен применять систему оценки и управления рисками ущерба. В соответствии с цифрой 31 Постановления № 1110 и Положения о контроле все АМ будут разделены по двум критериям:
- По тяжести и масштабу возможных негативных последствий, которые могут возникнуть в случае несоблюдения лицензионных требований, — группы тяжести «А» и «Б». В группу «А» войдут МА, управляющие зданиями с лифтами и газовым оборудованием. Остальные попадут в группу «В».
- По степени вероятности совершения правонарушений — №1 и №2. Управляющая организация попадает в группу «1» при наличии у нее неисполненного постановления об административном правонарушении, вступившего в законную силу по ч. 2 и 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ. Остальные попадут в группу «2».
На основании группы серьезности и вероятности нарушений все МА будут отнесены к категории риска:
- высокий — А1;
- средний — А2;
- умеренный — В1;
- низкий — В2.
Согласно пункту 32 Положения о контроле периодичность проведения плановых контрольных мероприятий зависит от категории риска:
- высокий риск: 1 раз в 3 года;
- средний риск – раз в 4 года;
- средний риск: один раз в 5 лет;
- низкий риск — не контролируется рутинно.
Профилактические мероприятия для УО
Поощрение УО к добросовестному соблюдению лицензионных требований и отчетность по ним являются основными обязанностями контролирующих органов. В соответствии с цифрой 34 Положения о контроле контролирующие органы должны разработать специальную программу профилактических мероприятий, включив в нее:
- информ — обобщение правоприменительной практики;
- объявление предупреждения, которое можно обжаловать в течение 15 рабочих дней со дня получения;
- консультирование по лицензионному контролю, его назначению и профилактическим мерам;
- профилактические визиты для новых PO и тех, кто находится в категории высокого риска
Плановые проверки с УО или без него
Надзорно-контрольная деятельность может осуществляться с участием или без представителей ГА.
Взаимодействие ГЖИ с МА должно осуществляться при проведении инспекционных выездов, документальных и выездных проверок. Инспекторы могут проводить осмотры и опросы, истребовать письменные объяснения и документы, а при выезде организовать осмотр или инструментальное обследование дома, его отдельных элементов.
Без взаимодействия с АГ проверяющие организуют контроль за соблюдением ими лицензионных требований, например, проверяют полноту и своевременность заполнения ГИС ЖКХ, либо выездную проверку без информирования компания.
Результат проверки
Раздел VI Положения о контроле устанавливает правила составления акта о проведении контрольного мероприятия, который должен быть оформлен в день окончания контроля или контрольного мероприятия. Протокол должен быть подписан представителем надзорного органа и директором УО. Если представитель МА отказывается подписывать протокол, то в протоколе делает отметку служащий отдела.
Согласно пункту 57 Положения о контроле, при проведении проверки или выезда на место работники надзорного органа вправе использовать фото- и видеоматериалы, аудиозаписи для фиксации доказательств нарушений требований лицензии. Указанные файлы становятся приложениями к акту проверки.
В случае выявления в ходе контрольной деятельности нарушений лицензионных требований уполномоченным лицом составляется акт, а затем выдается предписание ОУ об их устранении с указанием срока исполнения.
Вывод
1 марта всем МА будет присвоена категория риска. Следовательно, GGI будет чаще проверять категории высокого и среднего риска. Контроль может осуществляться как с представителями ГА, так и без них. Следует отметить, что орган лицензионного контроля может провести выездную проверку, не информируя об этом ОУ.
В какую категорию риска попадет ваша управляющая компания после 1 марта 2022 года? Чтобы не получить заказ на комплектацию ГИС ЖКХ, обращайтесь в компанию «Технологии и услуги» и наши специалисты выполнят комплектацию системы в кратчайшие сроки!
#гжи #техника и сервис #жилищное законодательство и коммунальное хозяйство #надзор за работой УО