Прямой договор: вправе ли РСО требовать от УО данные жителей дома

ЖКХ

Прямой договор: РСО вправе потребовать от МА данные соседей дома

При переводе МКД на прямые договоры руководитель организации должен передать в РНО сведения, необходимые для расчета тарифов и взыскания задолженности за жилищно-коммунальные услуги. Но они у нее не всегда есть. Выясняем, какие менеджеры домов данных должны отправлять новому поставщику услуг и можно ли наказать УО за отсутствие такой информации.

При переходе на прямой договор УО обязана передать РСО данные о жителях дома согласно ЖК РФ и Правилам № 354

Прошло почти четыре года с момента принятия Федерального закона от 03.04.2018 № 59-ФЗ о переводе собственников помещений в МКД на прямые договоры с РНО. Но даже при этом этот процесс, как и порядок взаимодействия между АМ и поставщиком ресурсов, вызывает вопросы.

Один из них — какими данными должен обмениваться управляющая организация и РСО. Эта информация требуется для расчета счетов за коммунальные услуги, а также требуется новым поставщикам услуг от МА и ТСЖ. В соответствии с пунктом 1 части 11 ст. 161 ЖК РФ организация, управляющая многоквартирным домом, предоставляет РНО необходимые сведения для расчетов.

Так же в соответствии с пунктом 6 Правил № 354 УО и ТСЖ обязаны передавать в РНО сведения о документах, удостоверяющих личность каждого собственника или арендатора помещений дома при переходе собственников на прямые договоры. Это необходимо сделать не позднее, чем за 5 рабочих дней до дня начала прямого набора.

Согласно пп. «А» пункта 69 Правил РФ № 354 исполнитель ТС при предъявлении платежного документа должен указать в нем, в том числе, адрес помещения, сведения о собственнике или арендаторе. При переходе на прямой договор РНО не владеет той информацией и в соответствии с Правилом N°354 получает ее от управляющей организации.

Такая информация должна быть у УО согласно ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ, так как ведет реестр собственников помещений в МКД. Этот реестр содержит информацию, позволяющую идентифицировать потребителей:

  • фамилия, имя, отчество или полное наименование либо ОГРН юридического лица;
  • количество помещений в многоквартирном доме, собственником которых является лицо;
  • сведения о размере ваших долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
Читайте также:  Законодательство в ЖКХ: концессии, статус апартаментов и тарифы

При этом УО вправе без согласия жителей МКД передать их персональные данные новому исполнителю государственных услуг по ч. 2 ст. 6 № 152-ФЗ. При заключении прямого договора с собственниками помещений в многоквартирном доме на оказание коммунальных услуг ресурсоснабжающая организация получает право совершать действия с персональными данными потребителей (п. 31 Правил № 354).

О порядке взаимодействия ОУ и РНО при переходе на прямые договоры

При прямом договоре РСО вправе требовать от УО информацию о потребителях

Как и в случае с идентификаторами должников, которые законодатели решили потребовать от организаций ЖКХ при подаче иска, управляющие организации иногда не имеют персональных данных жителей МКД, если собственники отказываются их предоставлять. Организации-поставщики ресурсов не всегда это учитывают и требуют данные от ГА даже через суд.

Например, по делу № А60-50327/2020 водоканал из Нижнего Тагила подал в суд на одну из организаций администрации города и потребовал в месячный срок передать ему сведения о 15 многоквартирных домах, что позволит вам для выявления собственников помещений для расчета коммунальных платежей.

Среди требуемой РНО информации были не только личные данные жителей, но и данные документов, удостоверяющих личность, контактные телефоны и адреса электронной почты. УО должен был передать эту информацию поставщику услуг, так как в этих многоквартирных домах собственники решили перейти на прямые договоры с водоканалом. РСО неоднократно обращалось с жалобами в компанию, но управляющая организация не выполнила свои обязанности в полном объеме.

Когда РСО не вправе отказаться от заключения прямого договора

УО должна предпринять все зависящие от неё меры, чтобы получить данные о собственниках и передать их РСО

Управляющая организация в суде первой инстанции представила доказательства того, что делала все возможное для предоставления данных в РСО и выполнения требований законодательства:

  • В РСО направлены все имеющиеся записи сведений о собственниках, технических характеристиках многоквартирных домов и сведения о приборах учета. Поскольку стороны не подписали акт приема-передачи данных, УО передало их водоканалу обычной почтой и электронной почтой.
  • Получив заявление-запрос, компания обратилась в уполномоченные органы, являющиеся операторами данной информации, с запросом о ее предоставлении: в налоговые органы, Росреестр, МВД, городское управление жилищно-коммунального хозяйства, Пенсионный фонд. УО получило отказ от всех ведомств.
  • В платежных документах, направленных собственникам помещений, управляющая организация указывала на необходимость предоставления персональных данных. Соответствующая реклама была размещена на входах в МКД. Никто из соседей домов не предоставил информацию.
Читайте также:  Как будут из нас выбивать долги по ЖКХ?

В суде УО подчеркнуло, что других возможностей получить данные, которые требует от него РНО, нет. Водоканал в суде настаивал на том, чтобы компания собрала паспортные данные собственников во время общего собрания.

УО не вправе проводить ОСС для получения личных данных собственников для передачи их РСО

Суд первой инстанции встал на сторону управляющей организации:

  • Сбор паспортных данных владельцев не является основанием для проведения ОСС, и у АГ такой обязанности нет.
  • Вся информация о собственниках, которая была в распоряжении МА, уже передана в РНО. Это дополнительно указывало на отсутствие умысла или уклонения со стороны общества от исполнения соответствующего обязательства.
  • Орган управления принял все необходимые меры для получения информации. РНО не представило доказательств наличия у ответчика какой-либо другой информации, кроме уже направленной ей, или источников, откуда она точно могла ее получить.

Первая инстанция отклонила иск, и Водоканал направил жалобу в апелляционный суд. Поставщик коммунальных услуг указал, что ОУ может получать персональные данные напрямую от владельцев даже во время ОСС. Кроме того, компания не доказала отказ жителей МКД от предоставления данных.

Апелляционный суд подтвердил выводы коллег о невозможности проведения ОСС по произвольной повестке или просто по требованию управляющей организации для сбора персональных данных. UO уже сделал все возможное, чтобы их получить.

Спор перешел в кассационную инстанцию, где водоканал продолжал настаивать на том, что УО не только может, но и обязано предоставить недостающую информацию. Информацию можно получить непосредственно от собственников, в процессе управления МКД. Отказы различных ведомств не свидетельствуют о том, что были предприняты достаточные шаги для получения информации. Но кассационный суд нарушений в решениях товарищей не нашел.

Верховный суд России отказался рассматривать жалобу РНО. Он подтвердил, что у управляющей организации нет источников, откуда она может получить запрошенную водоканалом информацию в случае отказа жителей МКД ее предоставить.

Читайте также:  Люди отказываются платить за квитанции ЖКХ - Правительство признали проблему

10 вопросов о работе МА при прямых договоренностях собственников и РСО

РСО не вправе требовать от УО персональные данные, если собственники отказались их предоставить

Ситуация, описанная по делу № А60-50327/2020, типична: управляющие организации не всегда имеют полный перечень данных, которые законодательство требует передавать в РНО при переходе на прямые договоры. Действия МА — ответчика в описанном судебном процессе могут стать инструкцией к действию для компаний в аналогичных условиях.

Чтобы подтвердить РНО и суду, что УО приложило все усилия для получения информации о собственниках, нужно:

  1. Запросите в письменной форме все виды органов власти, чтобы они располагали личными данными жителей МКД, и храните копии ресурсов, доказательства их отправки и отказы от ведомств.
  2. Направлять запросы собственникам и арендаторам помещений о предоставлении их персональных данных со ссылками на правовые акты. Сделать это можно так же, как вы использовали Нижнетагильское УО: разместив уведомления на платежных документах и ​​информационных постах в подъездах или иным образом. Обязательно сохраняйте подтверждения таких действий: фотографии стендов, копии счетов и писем.
  3. Собрать всю имеющуюся у МА информацию по перечню, указанному в Положении № 354, и передать ее в РНО в соответствии с законодательством.

Как показывает дело № А60-50327/2020, управляющей организации будет достаточно продемонстрировать, что она сделала все возможное для получения необходимой информации. Если собственники откажутся их предоставить, то, как указал Верховный суд РФ, взять их больше неоткуда. При этом РНО не вправе требовать эти данные от ОУ или проводить ОСС для их получения, а суды не вправе налагать санкции на компанию за их отсутствие.

канал,

Интернет-портал для УО и ТСЖ

ВКонтакте

Фейсбук

Об авторе
Об авторе
В сферу недвижимости вовлечен уже более 25 лет. За это время узнал много нового, провел сотни сделок по покупке и продажи жилья. Круг знакомых советовал постоянно делиться своими советами в интернете. Вот теперь все могут познакомиться с рынком жилья через меня.
Главный редактор go2house.ru
Оцените статью
go2house.ru
Добавить комментарий