Законен ли лицензионный контроль работы УО как обслуживающей компании

ЖКХ

Законно ли лицензировать инспекцию ТСЖ как сервисную компанию?

Новые правила надзора и проверки разделили полномочия государственной жилищной инспекции и лицензионной инспекции. Однако ведомства, осуществляющие такие проверки, до сих пор находятся в замешательстве. На примере судебного дела мы рассмотрим, имеет ли право орган ГЗН проверять, соблюдает ли DHC лицензионные требования, если он управляет только жилыми домами с прямым управлением.

Лицензированные ОД могут действовать как управляющие компании и как обслуживающие организации по контракту

Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса, собственники помещений в жилом доме должны выбрать один из способов управления

  • непосредственное управление со стороны собственников помещений;
  • ассоциация владельцев квартир или жилищный кооператив;
  • управляющая организация.

Если ТСЖ или кооператив управляют зданием, такие объединения также имеют право заключать договоры с обслуживающими организациями, включая управляющие организации. В этом случае ТСЖ и кооперативы отвечают за содержание и ремонт здания от имени собственников.

В случае прямого управления владельцы паев заключают контракт с

  • Лица для содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
  • Подрядчики отвечают за содержание и ремонт общего имущества в жилом доме, а также за обеспечение холодной и горячей водой, отвод сточных вод, электроснабжение, газоснабжение, отопление и утилизацию твердых бытовых отходов.

Эти лица несут ответственность перед собственниками помещений в здании за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами и подзаконными актами 491 и 354. Такая обслуживающая компания также может быть управляющей организацией, имеющей лицензию на управление зданиями.

В договоре между владельцами и обслуживающей организацией стороны должны указать перечень работ по техническому обслуживанию и ремонту. Например: устранение повреждений и дефектов, подготовка к сезонным работам и другие. В нем также указывается периодичность и стоимость работ.

Читайте также:  Новые правила жизни в СНТ

О каналах связи и правилах обмена информацией между ТСЖ и Жилищной инспекцией

Государственная жилищная инспекция не имеет права проверять, соответствуют ли обслуживающие организации лицензионным требованиям.

Постановление № 170-ФЗ в соответствии с Постановлением № 248-ФЗ о надзоре разделило компетенции Управления государственной жилищной инспекции и лицензионной инспекции в сфере управления домами. Порядок и основания для проведения проверки Госжилнадзором предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 30.09.2021 № 1670.

Пункт 5 данного документа, а также пункт 6 ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса предусмотрено, что орган власти имеет право проверять юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги и выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в жилых домах, но только для проведения внеплановых проверок.

Основанием для проведения такой проверки являются обращения и заявления граждан об угрозе жизни и здоровью или нарушении прав потребителей (ч. 2 ст. 10 № 294-ФЗ).

Согласно пункту 7 ПП № 1670, объектом государственного надзора в сфере жилищно-коммунального хозяйства является выполнение поднадзорными субъектами обязательных требований, в том числе

  • на создание и деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги и выполняющих работы, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества
  • правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае предоставления услуг и работ по содержанию и ремонту ненадлежащего качества
  • правила содержания общего имущества в жилом доме и правила изменения платы за содержание жилого помещения.

Агентство не имеет права принимать меры против РО, действующих на основании лицензии, или проверять ТСЖ, кооперативы и обслуживающие организации на соответствие лицензионным требованиям, перечисленным в части 1 статьи 193 Жилищного кодекса.

Как будут проверять компании в 2022 году: Минэкономразвития отвечает

В случае UO как сервисной компании невозможно провести лицензионные проверки

Дело № А04-7431/2021, в рамках которого орган ГЗН проверил работу сервисной компании, обслуживающей многоквартирный дом из Амурской области. В надзорный орган обратился житель дома, который считал, что компания нарушает его права, не убирая дверь и стену, возведенную в общей зоне.

Читайте также:  Проблемы ЖКХ, с которыми россияне сталкиваются наиболее часто

Инспекторы проверили данные, приведенные в обращении, и обнаружили, что на лестничных клетках имеются запертые двери, что является нарушением пункта 10 Постановления № 491. 10 Постановления № 491, часть 2, статья 161 УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО И КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА. Муниципальная инспекция выдала предписание природоохранной организации обеспечить свободный доступ к спорному складу.

Компания не согласилась с этим распоряжением и подала иск в суд. Она утверждала, что, хотя у нее была лицензия на управление зданиями, она выполняла функции организации, оказывающей услуги по непосредственному управлению жилым домом, о котором шла речь. ЖЭК заключил договор с собственниками на выполнение работ и услуг, связанных с содержанием общего имущества жилого дома.

По словам компании, орган ГЗН проверял, соблюдает ли она лицензионные требования, и это нарушило ее права и законные интересы. Наличие лицензии не является основанием для проведения жилищным органом такой процедуры.

Суды трех инстанций встали на сторону обслуживающей компании. Они согласились с тем, что агентство нарушило Закон о жилищном и коммунальном хозяйстве и Постановление о государственном надзоре за жилищным и городским хозяйством, а также провело лицензионную проверку, что является грубым нарушением закона. Суды признали результаты проверки недействительными: обслуживающая организация не обязана была предоставлять доступ к складам.

Также в первой инстанции, а затем и в последующих инстанциях было указано, что собственники квартир правомерно установили порядок пользования общим имуществом в ОСС, передав спорные участки в постоянное безвозмездное пользование собственникам квартир, которые возвели камеры хранения.

Как работа строительных обществ будет подлежать лицензионному контролю с 1 марта

К вашему сведению

Судебная практика привлечения РО к ответственности, когда они являются организациями по обслуживанию на дому, является исчерпывающей. Есть и негативные примеры для компаний.

Читайте также:  Обязан ли новый собственник оплачивать долги за коммунальные услуги?

В одном доме в Магнитогорске собственники отказались принять в состав общего имущества котельную, которая ранее принадлежала муниципалитету. В результате РО, как обслуживающая организация, не провела гидравлическое обследование. После проверки ТСЖ выдало предписание.

ТСЖ обратилось в суд с требованием признать незаконным предписание, выданное надзорным органом. В конце концов, она не могла обслуживать приборы, которые не являются частью общего имущества и на которые не распространяется договор с собственниками. Однако суды всех инстанций, включая Верховный суд, отклонили иск компании (дело № А76-39409/2019).

ДХК, занимающиеся ремонтом и содержанием общего имущества, а не управлением зданиями, должны принять к сведению эти позиции судов и органов ГЗН и помнить, что в такой ситуации их нельзя контролировать в рамках лицензионного контроля. Если это так, то это является основанием для отмены всех распоряжений и решений органа ГЗН, касающихся данного контроля.

Канал,

Веб-портал для ТСЖ и жилищных ассоциаций

ВКонтакте

Об авторе
Об авторе
В сферу недвижимости вовлечен уже более 25 лет. За это время узнал много нового, провел сотни сделок по покупке и продажи жилья. Круг знакомых советовал постоянно делиться своими советами в интернете. Вот теперь все могут познакомиться с рынком жилья через меня.
Главный редактор go2house.ru
Оцените статью
go2house.ru
Добавить комментарий